История танца
Cовременный танец модерн уходит своими корнями настолько далеко в историю, что многие и не подозревают, насколько не ново это направление. Еще в начале 19 века преподаватель сценического движения Франсуа Дельсарт начал изучать связь голоса, жеста и человеческих эмоций. Он пришел к выводу, что лишь движение, свободное от каких-либо навязанных форм и условностей, может всецело передать оттенки эмоций. Его ученица Женевьева Стебан, волею судеб, стала педагогом основоположницы современной свободной хореографии – Айседоры Дункан.
В то время задачей танца было «спуститься» до низов. А для этого нужно было отказаться от чопорной элитарности классического танца. Так сформировалась философия модерна.
Философия модерна
В первую очередь нужно оговориться, что танец модерн и джаз-модерн совсем не одно и то же. Как и современная хореография, джазовая хореография развивалась наперекор классическому балету. Но возникла она из импровизаций ритуальных танцев народов Африки. Впоследствии джазовая и современная хореография сплелись, и возник еще один стиль танца — джаз-модерн.
Но вернемся к философии. В модерне акцент делается на созерцании. В танце все должно быть гармонично: музыка, техника движений, удобство танцора, эмоции и сюжет. Для модерна характерна высокая импровизационная составляющая, высокая степень изящества. И в то же время танцоры модерна не отказываются полностью от использования классических фигур танцевания, считая их базой для любого стиля.
Техника модерна
Итак, когда идеи современной хореографии были подробно изложены теоретиками, согласные с ними танцоры и хореографы начали подхватывать их на практике и по ходу своего увеличения «изобретать» характерную для модерна технику:
— Мэри Вигман ищет приемы, которые позволили бы передать в танце боль, страх, отчаяние;
— Курт Йосс получает новые техники «перемешивая» пантомиму и выразительность с классическим танцем;
— Грет Палукка смогла ввести в модерн технику высоких прыжков;
— принятую сегодня по всему миру технику усиления и расслабления разработала Марта Грехэм.
Базовые особенности модерна проявляются двояко: внутренне и внешне. При этом они неразрывно связаны друг с другом! С одной стороны внешние проявления — движение, техника, одежда. С другой – идея танца, его сюжет, состояние души танцовщика, настроение музыки.
Основная особенность танца модерн заключается в использовании законов гравитации и работа с телом. Танцоры не обязаны демонстрировать ложную легкость как в балете… Напротив, усилия, затрачиваемые на исполнения фигур выставляются напоказ! Высокая степень импровизации, сиюминутность – вот, что характерно для танца модерн. А черты классического танца отодвинуты на второй план, многие из них вовсе вычеркнуты из списка необходимых. Например, выворотность, некоторые позиции рук и ног, необходимость создавать эффект вытянутости конечностей, воздушность прыжков, возвышенность танцовщиков. Отказались и от таких внешних атрибутов, как сложные костюмы, пуанты. Танцоры модерна предпочитают простые туники, трико, балетки, часто танцуют босиком.
Внутреннее содержание танца также претерпело серьезные изменения. Движения очень гармоничные, естественные, перетекают одно в другое. Хореография полностью соответствует музыке, не всегда соответствует ритму, но с музыкой едина абсолютно. Музыкальные акценты обязательно отражаются в танце!
Модерн и балет
Многие классические постановки ставятся в стиле модерн, и в таком варианте исполнения они могут совершенно отличаться от своих прообразов. Это касается всего. Но в первую очередь сути танца — необычный рисунок, эффектные акробатические элементы, немыслимые хореографические ходы, ломаные движения… Все ограничено лишь фантазией постановщика. Балеты в стиле модерн танцевали великие классические танцовщики: Майя Плисецкая, Илзе Лиепа, Рудольф Нуриев, Владимир Васильев, Михаил Барышников.
Стиль танца модерн продолжает развиваться и трансформироваться по сей день. Своим появлением ему обязаны такие направления как пост-модерн, контактная импровизация и другие. Танец модерн распространился по всему миру. Школы модерна существуют во всех уголках планеты. Российские хореографы создают свое направление «русский модерн»!