Джаз-танец — это, прежде всего, воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи. Этот танец прошел путь от бытового, фольклорного через сценический, театральный, постепенно став особым танцевальным направлением.
Считается, что джаз-танец создали американцы и афроамериканцы, а в основе техники лежит негритянский фольклор, смешанный с танцами других эмигрантов, проживающих на территории США.
Принципы джаз-танца закладывались вне музыкального направления джаза, поэтому необходимо разделять джаз как музыкальное направление и как танцевальную технику. Но основные принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия.
Итак, основные принципы: импровизация, изоляция, полиритмия, мультипликация, полицентрия, координация, коллапс (сброс), импульс, волна.
Импровизация следует из самой природы африканского танца. Современный джаз-танец предлагает неограниченные возможности, требуя от исполнителей творчества и индивидуальности. Кто-то хочет развлекаться, кто-то стремится передавать таинственные, непостижимые жизненные перипетии, третьих увлекает чистое движение, композиция, ритм…
Среди технических принципов джаз-танца идея изоляции является главной. Она подразумевает, что каждая часть тела двигается независимо от другой части и позволяет артисту в джаз-танце полностью освободить тело, сделать его инструментом танца. Эта задача достаточно сложна для начинающего танцора, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движение, например, головы, естественно вызывает напряжение в плечевом поясе или в грудной клетке. Однако изоляция — это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз-танцу.
В джаз-танце центры, различные части тела, могут двигаться не только в различных пространственных направлениях, но и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга. Этот принцип движения в джаз-танце называется полиритмией, он тесно связан с музыкой, в которой каждый из ударных инструментов ведет свой собственный ритм.
Мультипликация также тесно связана с ритмом. Это понятие означает, что единое движение раскладывается на составные части, фазируется, в музыкальном такте делается несколько акцентов в промежутках между основными долями такта. Мультиплицированные движения могут быть неодинаковыми по времени и нерегулярными. Они могут занимать весь такт, но могут и только какую-либо его часть. Так, например, шаг — это не только движение, связанное с перемещением в пространстве, но и перенос веса тела с одной ноги на другую. При мультипликации в промежутке между шагами исполняется несколько движений, но только одно связано с переносом веса тела.
Полицентрия предусматривает возникновение движения в разных частях тела. Движение может исходить из головы, плеча, колена, очень часто посредством импульса. Тело используется здесь как метроном: оно отбивает ритмы, задаваемые музыкальными инструментами.
Координация используется при движении двух или более центров. Она осуществляется двумя способами: импульсом, при котором два или несколько центров приводятся в одновременное движение, либо применяется принцип управления, т. е. центры включаются в движение последовательно. Движения центров могут быть исполнены в одном направлении, и тогда мы говорим о параллелизме, но могут двигаться и в противоположенных направлениях, и тогда мы говорим об оппозиции.
Что такое коллапс в джаз-танце? Речь идет о своеобразном держании тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс, и голова чуть наклонены вперед. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, и существует даже специальный термин «поставить спину», то в джазовом танце все диаметрально противоположно — позвоночник мягкий и расслабленный. При напряжении невозможно движение отдельных центров, например, тазобедренной части или грудной клетки, в то время как при достаточном расслаблении такие движения возможны.
В джаз-танце существует понятие, на первый взгляд, противоречащее изоляции, когда один центр активизирует другой центр, как бы управляет им, но при управлении заметен временной разрыв между движениями. Первоначально начинает движение один центр, затем через определенный промежуток времени — другой, третий и т. д. При активизации центра мы затрачиваем определенное мышечное усилие, которое и называется импульсом.
Основная задача педагога на первом этапе обучения — добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. В то же время тело должно быть достаточно напряженным (но не зажатым), чтобы движения были энергичны. Распределение напряжения и расслабление (релаксация) — основа техники джазового танца.
Джаз очень многообразен. Одних привлекает примитивная африканская техника, другие соединяют модерн с этническим танцем, третьи используют tap-dance и так далее. Чтобы отличиться в джаз-танце, танцор должен заниматься и классической балетной техникой, позволяющей отлично контролировать своё тело, придать силу мышцам, улучшить баланс (равновесие), а параллельные позиции ног сочетать с выворотными, как в классическом танце.
Основные стили джаз-танца.
CLASSICAL заимствовал у классического танца дисциплину движений, позиции рук и ног. Основоположник классического джаза Мэтт Мэтокс.
BLUES — это самый медленный из джазовых танцев, невероятно стильный и очень простой танец. Он приятен в изучении, и его все чаще можно наблюдать на различных танцевальных вечерах и даже в качестве свадебного танца. Изначально блюз танцевали исключительно под блюзовую музыку, однако, затем для танца стала использоваться любая небыстрая музыка определенного темпа, в частности, музыка в стиле рок и R&B.
LYRICAL — это стиль танца, созданный из слияния балета с современным джазом. Отличается большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко, без видимого напряжения.
HOT — этот стиль полон высоких выразительных шагов и возбуждающих движений, в этом стиле джазового танца присутствует много элементов степа, т.к. ритм слишком быстрый, позы могут допускать сутулую спину, поднятые плечи и качающиеся бедра, чаще всего этот стиль исполняется в телевизионных, коммерческих шоу и мюзиклах.
BROADWAY. Мюзиклы, ставшие популярными в 20-30-е года ХХ века, требовали все более сильной хореографии, понятной и зажигательной для зрителя. Тут и появился стиль бродвейский джаз, взяв своё название от нью-йоркской улицы Бродвей, где находится знаменитый театр.
AFRO. Афро-джаз — это возможность объединить современную технику джаза с ее исконным предком — африканскими этническими танцами. Афро-джаз, вобравший в себя объемный пласт туземной культуры, погружает в соответствующее настроение единения с природой, миром и самим собой. Танец не классический, а этнический, это добавляет ему простоты. В качестве музыкального сопровождения используется этническая музыка и ее обработки.
JAZZ-MODERN — энергичный и выразительный танец, образный танец, который взял все самое лучшее из джазовой хореографии и модерна.
JAZZ-POP — это эволюционировавший под воздействием современной культуры джазовый танец, вобравший в себя элементы vogue, waacking, street-dance, disco. Он лишен хип-хопового баунса и отличается преобладанием манерности над технкой, сдержаности над развязностью.
LATINO-JAZZ – танец, в котором джазовые элементы сочетаются с самбой и сальсой. Исполняется под латино-американские ритмы и отличается раскрепощенностью торса.
Мы рассмотрели лишь часть стилей джазового танца, которые считаются основными. Существует и огромное количество подстилей джазового танца. Их великое множество. В последние годы, практикуется теория о том, что каждый хореограф создает СВОЙ уникальный стиль какого-либо направления, отличный от других. Это в свою очередь является и положительным и отрицательным моментом в развитии. Минус этого заключается в том, что молодых, а также опытных хореографов великое множество, и даже при огромном желании невозможно постичь все формы танца. А огромный плюс состоит в том, что отличная от классического танца школа джаз танца предлагает хореографу безграничное множество выражения своей индивидуальности, своей уникальности.