Партерная гимнастика
Хореографическое искусство не стоит на месте, оно развивается, предъявляя определённые требования к исполнителям, к его физическим данным. Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности. Физические качества – это биологические и психические свойства человека, выражающие его готовность осуществлять активную двигательную деятельность. Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности организма, обусловливающие эффективность выполнения двигательных действий.
Детей с хорошо развитыми профессиональными физическими данными мало. Некоторые из них имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но узловато-торчащие колени; большой шаг, но слабую спину; длинный ахилл, но отсутствие прыжка. Регулярные продуманные занятия по балетной (партерной) гимнастике, степень мастерства педагога, а также интеллекта и трудолюбия ученика позволяют добиться хороших результатов в развитии различных физических данных и специальных хореографических навыков, необходимых для успешного освоения любых танцевальных направлений вне зависимости от степени подготовки. Партерная гимнастика помогает устранять и многие физические недостатки, в том числе избыточный вес, сутулость, явления сколиоза, плоскостопие, способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.
Партерная гимнастика стала известной среди разнообразия танцевальных направлений во второй половине XX века. Система занятий партерной гимнастикой изобретена Борисом Князевым, воспитанником русской балетной школы, и основана на базовых упражнениях классического танца. Начиная с 60-х годов, балетная гимнастика Бориса Князева является не только привлекательной для хореографов, но и постоянно обогащается новыми элементами, приёмами акробатики, художественной гимнастики.
Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой которых является то, что они проводятся «на земле», то есть в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т.п. При занятиях партерной гимнастикой нагружаются не только верхний слой мышц, но и затрагиваются глубокие мышцы, которые не доступны при занятиях у балетного станка.
Упражнения партерной гимнастики прекрасно развивают мышцы живота, спины, выворотность ног от тазобедренного сустава до голеностопа, подъем стопы, гибкость и пластичность тела, гармонично формируют мышечную массу, значительно улучшают скоростно-силовые способности, амплитуду танцевального шага, вырабатывают выносливость, ловкость и точность координации движения.
При этом поставленная цель достигается без напряжения всего тела, без нагрузки на позвоночник и на опорную ногу. Учащиеся освобождаются от той дополнительной работы, как физической, так и нервной, которую испытывает человек в вертикальном положении, так как все упражнения выполняются на полу. Это дает возможность сосредоточить внимание на определенной группе мышц и сознательно управлять ею, оставляя остальные части тела спокойными и расслабленными. В большинстве упражнений всё это достижимо только при условии медленного темпа, так как быстрый темп не способствует глубокому «дыханию» мышц.
Балетная (партерная) гимнастика исключает внешнее механическое воздействие. Ученик сам, собственными усилиями должен развивать гибкость, выворотность, увеличивать шаг и т.д., через ежеурочные тренировки ощущать улучшение результатов. Осознания необходимости преодоления собственных физических недостатков и трудностей в освоении того или иного упражнения являются основой обучения и основой потребности каждого учащегося тренировать самого себя. В художественном образовании всех направлений принято считать, что наличие природных данных – основа успеха. Танец в этом смысле не исключение. Однако важнейшее значение в процессе обучения и овладения техникой танца, арсеналом его выразительных средств является трудолюбие и прилежание.
Цель партерной гимнастики – воспитать осознание необходимости работы самого учащегося по собственному развитию и систематическому физическому самосовершенствованию.