Связаться с нами1:

Современный танец как интеллектуальный вид искусства.

Именно в двадцатом веке танец стал современным искусством, приобрел новый смысл и новую роль. Разумеется, у него сохранились все остальные возможности. Это по-прежнему зрелище, приятное времяпрепровождение, социальный ритуал и т.д., но именно как современное искусство, актуальное художественное высказывание он оформился недавно. Существуют и другие линии развития танца. Он становится спортом (спортивные и бальные танцы), он становится частью терапии (танцтерапия), основой социальной (молодежной) самоидентификации (хип-хоп и т.д.), но к современному искусству они не относятся.

 

0e68be46619fafae13bfe554f39b3849_RSZ_690К сожалению, в нашей стране словосочетание “современный танец” может означать все, что угодно. Мы же поговорим о направлении, основанном на танце модерн, джаз, джаз-модерн, contemporary и т.п. Эта линия танца появилась в нашей стране не так давно и проходит достаточно непростой путь развития. Многие проблемы ее развития связаны не только с внешними причинами (отсутствием финансирования, образовательной системы, инфраструктуры), но с внутренними – недостаточно ясным пониманием танца, как современного искусства, требующего адекватную систему художественного мировосприятия и мышления.

 

Мы оставляем за бортом рассмотрение эстрадного танца, балетной неоклассики и многого другого, также пользующегося вывеской “современный танец”. Эти направления требуют другого подхода. Они существуют по другим внутренним законам.

 

Если считать, что танец – это язык (текст), то большая часть того, что происходит на современной танцевальной сцене (по крайней мере, считающей себя таковой) – это попытка говорить на чужом языке, когда тебя очаровывает само звучание доселе незнакомых звуков, но соединяешь ты их по законам известного тебе языка.

 

Многие группы современного танца используют лексику контемпорари, модерна, контактного партнеринга практически в готовом виде. Но танец как актуальное художественное высказывание предполагает изобретение собственного языка, языка, который создает особую художественную реальность, мир Творца (помните, вначале было слово). Классы техники являются в этом случае только телесной практикой, но не материалом для произведения.

 

В противном случае, мы имеем дело не с танцем и не с искусством, а с тем, что один из российских импровизаторов назвал “сдачей норм танцевального ГТО”. Есть определенный набор штампов и стереотипов в лексике и композиции. Сами по себе эти движения и приемы, может быть и хороши и интересны, но, повторяясь во многих телах и постановках, обессмысливаются и обесцениваются. И мы видим не особый мир именно этого творца, а очередную вариацию на тему. И тогда вместо духа сотворчества и сопереживания воцаряется дух скуки и мертвечины.

 

Эстрадные, народные и прочие танцы создаются по известным законам. Законы эти преподаются в хореографических училищах. Они основаны на многолетнем опыте. Настоящий творец создает свои законы. Он не стремится нарушить правила и стереотипы, он просто устанавливает свои законы, которые могут не совпадать с конвенциональными штампами.

 

Достаточно часто осмысленность художественного высказывания путают с “серьезностью”. Может быть и у вас, если вы хореограф, возникала мысль – “поставлю-ка я номер на серьезную тему, волнующую меня и современный мир, об экологии, одиночестве и т.д.”. Это первый шаг к тому, чтобы настоящая мысль покинула танец.

 

1190Танец, построенный на Идеях с большой буквы, выглядит нелепо. Подлинная танцевальная идея не может быть выражена в словах. Точнее, слова не могут ее исчерпать. Здесь адекватный перевод с одного языка на другой невозможен и, более того, не нужен.

 

Интеллектуальность современного танца связана не с рациональностью, а со сложностью и ясностью языка, на котором говорит и который творит художник.

 

Иногда говорится, что танец должен быть понятен зрителю. Под зрителем при этом подразумевается известный мифологический персонаж “тетя Маша” (“дядя Петя”). Понимание современного танца – это всегда индивидуальное мнение, множественность восприятий, сотворчество, сопереживание и соосмысление.

 

Разумеется, есть такие категории как “качество” и “профессионализм”, но они лежат немного в другой плоскости, и художественно значимые результаты возникают при пересечении этих плоскостей – качества и индивидуального мировосприятия, мышления, стиля творца.

 

Встреча с чудом и откровением (таковы метафоры глубинного эстетического восприятия) всегда редкость. Должна существовать и почва, на которой произрастают эти цветы откровения. А почвы, по определению, всегда больше. Но осмысленность того, что вы делаете, поднимает общее качество среды.

 

httpss://youtu.be/QFJQaDjf75k