Contemporary

Сontemporary dance («контемпорари» или в разговорном варианте «контемп») — одно из новых направлений современного танца, которое сочетает в себе как элементы западного танца (классический танец, джаз-модерн), так и восточное искусство движения (цигун, йога, тайцзи цюань). Оно возникло на Западе в 60-х годах, а в России появилось в 80-х годах прошлого века. Пионерами данного стиля явились: Isadora Duncan, Francois Delsarte, Emilie Jaques-Dalcroze, Merce Cunningham, Martha Graham, Rudolph von Laban, Jose Limon и Marie Rambert.

Кто-то ассоциирует данное направление с душевным разговором, кто-то — с театром, кто-то – с пластичной формой выражения внутреннего мира танцора. Все эти мнения действительно могут полностью охарактеризовать контемпорари-дэнс. Ведь данное направление, в первую очередь предполагает выражение своих чувств и эмоций посредством танца, в нем отсутствует подача, пафос, а важна собственная позиция — «Я здесь и сейчас».

Контемп — это бесконечный микс и фьюжн, это чередование напряженных натянутых мышц и резкого сброса, расслабления, это падения и подъемы, плавные движения и резкие остановки (часто на прямых ногах), это фиксированные батманы и разнообразные прыжки. Здесь очень много движений происходит на полу, в которых танцор как бы преодолевает земное притяжение, акцентируя в своем движении не восходящую направленность, а нисходящую. Контемп содержит в себе и элементы классического танца, но классический танец — это повествование истории через строгие формы выражения, это мёртвая, застывшая материя. А в контемпорари танцор следует не какому-то четкому сценарию, а слушает голос своего тела, которое выражает глубокие эмоциональные переживания. Контемпорари – это поиск ответов на свои вопросы, и поэтому здесь не бывает двух одинаковых танцев, даже у одного и того же исполнителя.

Контемп может быть исполнен сразу в нескольких техниках:
— вертикально (танец в положении стоя),
— в партере (танец на полу),
— в паре (танец с партнером).

Номер в стиле контемп, исполняемый в паре, будет сочетать в себе тесный контакт партнеров, часто напоминающий борьбу, и комбинации параллельных синхронных движений. Собственно, поэтому в процессе обучения стилю контемп танцоры уделяют много внимания контактной импровизации. Как и любой контактный танец, контемп учит нас выстраиванию диалога без помощи слов.

Большее внимание в контепмпе уделяется тренировке дыхания. За этот аспект танца «отвечают» восточные техники, используемые в данном направлении. Дыхание в контемпе – помощник в движении, энергетический посыл, переходящий в движения тела.

Также из восточных практик заимствованы методы тренировки координации, равновесия (например, долгое стояние на полу-пальцах), «перетекания» тела из одного положения в другое. В данном стиле можно танцевать босиком, использовать любую музыку и работу с голосом.

Из современных западных направлений танца, контемп в свою очередь позаимствовал не только многие отдельные элементы, но и общую театральность, а также построение логики и рисунка танца. Это предполагает, что в каждой новой постановке, обязательно должна быть рассказана маленькая история, будь то конкретное событие, явление или эмоция, со своей завязкой, смысловой частью и кульминацией.

Чтобы танцевать контемп, важно настроить свое тело, как чуткий и надежный инструмент, осознать его структуру, естественные принципы движения, инерцию веса, центр, баланс. Во время тренинга по данному стилю современного танца делается акцент на работе суставов, «выстраивании» позвоночника, налаживании связей между центром тела и конечностями, что в общем и целом называется процессом body-awаreness (телесного осознавания) и позволяет координировать тело и сознание.

dance-wallpaper-hd-8-741216Контемпорари — это интеллектуальный танец, который позволяет сбалансировать состояние тела, психики и души. В идеале танец рождается тогда, когда нельзя объяснить словами всего происходящего с тобой, а молчать нет сил. Тогда ты начинаешь говорить всем своим существом, тогда даешь волю той первобытной энергии, которая в повседневной жизни задавлена прессом запретов и предрассудков. Для этой энергии не существует понятий «норма», «хорошо» и «плохо», она — то, через что мы можем позволить себе быть настоящими, а все остальное — условия и условность. Представление в стиле контемп не гарантирует, что зрителю будет понятно и приятно. Это не всегда про красоту и гармонию, что соответствовало бы зрительским ожиданиям, но всегда про личность, а личности свойственно страдать. В том числе и от собственного одиночества. Здесь каждый — главный герой, солдат собственной войны, рупор немого крика и медиум пленительных мелодий. Здесь выражаются чувства, которые переполняют именно современного человека, а не принцев и сильфид уютных сказок.

Этим контемп кардинально отличается от балета: при всем формальном сходстве он всегда стремится к многосторонности, к новой выразительности, новому языку, новому способу диалога со зрителем. Человек, который наблюдает это танцевальное действо, получает полную свободу понимания происходящего: сколько зрителей, столько нюансов восприятия.

Контемпорари-дэнс может стать грандиозной обучающей программой для «работы» с миром. Каждый танец — это новый урок, который приносит новые знания и удовольствие от обучения.
Поэтому для тех, кто воспринимает искусство не как застывшую в канонах красоту, а как навык, лабораторию самовыражения, кто жаждет реализации хореографических идей, именно современный танец предоставляет все возможности. Это самое демократичное из искусств — ищи единомышленников, выходи и танцуй. Или не ищи — смотри видео, учись, пробуй, но опять же танцуй! Рассуждения и умопостроения тут, к счастью, никому не нужны. Тут нужна практика.