Меренге

Меренге (merengue) — социальный латиноамериканский танец, один из самых популярных танцев клубной латины, национальный танец Доминиканской Республики и, отчасти, Гаити — соседа по острову. Легкий, веселый, энергичный, с большой долей флирта и импровизации танец популярен и за пределами Латинской и Северной Америки. Он покорил сердца многих людей во всём мире. Музыка Меренге ритмична и приятна для слуха, она не похожа на другие карибские мелодии: ни на мамбу, ни на кумбию, ни на сон, ни на калипсо. Слыша её, очень трудно оставаться на месте и не пытаться сделать хоть какие-нибудь танцевальные движения.

Музыка и танец Меренге прошли сложный путь от зарождения в народных массах до общенационального признания. Меренге имеет более чем столетнюю историю. На протяжении веков к индейским племенам и испанским колонистам испано-американской империи, распространившейся на большей части Центральной и Латинской Америки, присоединялись мощные потоки африканских рабов. Это смешение этнических групп, традиций и культур породило весьма разнообразные танцы и музыку, среди которых Меренге — одна из ранних танцевальных форм.

В то время Меренге танцевали только ногами, никаких движений бёдрами, руками не было. Поэтому раньше Меренге называли «танец ног». В XIX веке Меренге был популярен только среди простого народа. Высшее общество очень долго выступало против нового жанра, так как Меренге имел африканские корни, ритуальный характер которых противоречил религиозным представлениям высшего света. Кроме того, во время танца партнеры очень сильно прижимались друг к другу, что в высшем обществе считалось крайней степенью невоспитанности, а тексты песен были вульгарны и изобиловали бранными словами, таким песням было не место в приличном танцевальном салоне.

В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят (Espaillat, Ulises Francisco) хотел даже запретить меренге законом, но это было уже не нужной мерой, так как к тому времени танец ушел из больших городов и оставался популярным только в сельских регионах. Особо популярным он был в регионе Cibao (Сибао) близь города Santiago (Сантьяго). Возможно поэтому Сibao часто считают родиной Меренге.

santo13

В начале ХХ века началось движение за возрождение Меренге. Для того, чтобы Меренге зазвучало в салонах, известные музыканты того времени избавляли тексты, сопровождавшие музыку, от вульгарных выражений. В 1930 году Рафаэль Леонидас Трухильо, кандидат в президенты, пригласил для своей предвыборной кампании народные оркестры (conjuntos), исполнявшие «perico ripiao» — традиционное Меренге. В годы его правления с 1930 по 1961 музыка Меренге стала национальным символом. Очень много песен было написано по его заказу: тексты были политические и восхваляли Трухильо. С падением диктатуры Трухильо Меренге получило творческую свободу. Мелодии стали разнообразней, а тексты ушли от политизированности в сторону повседневных тем.

Со временем произошло некое разделение Меренге на два стиля: аутентичный танец — «народно-фольклорный», который ещё и сейчас можно встретить в провинциях, и «салонный» — самый распространённый ныне. Арсенал движений Меренге поражает своим многообразием. В нем присутствуют такие изящные танцевальные фигуры, как круговые движения бёдер, вращение корпусом, движение плечами в очень быстром темпе, чередование скорости ритма танца и т.д. Сложность Меренге на первый взгляд заключается и в обилии поворотов с использованием движений рук, так называемых «веревочек», когда партнёрша двигается вокруг партнёра (и партнёр вокруг партнёрши) весьма замысловатым образом. На занятиях мы подробно разбираем все движения, что позволяет вам не заметить сложностей этого танца. Вы поймете, что Меренге легко учится, доставляет наслаждение движением и музыкой даже начинающим танцорам. Многие считают его танцем-забавой.

Несмотря на обретшую популярность, основная часть фигур Меренге по-прежнему имеет народное происхождение. Он продолжает оставаться танцем, не терпящим условностей и шаблонов. Меренге прост и пластичен в медленных версиях и очень красочен и восхитителен в своих быстрых интерпретациях. Его можно исполнять как в парах, так и «сольно», использовать в различных шоу-постановках. Он подойдет для площадок любого размера, и даже с большой плотностью людей. В современных клубах пара, танцующая Меренге, практически находится на одном месте, но это не мешает ей отчеканивать хореографию и проявлять максимум фантазии для выражения своих чувств через танец. Главное – четко соблюдать ритм и шаг.

В Санто-Доминго, столице Доминиканской Республики, проходят ежегодные фестивали танцоров Меренге. Организатором этого фестиваля с 1980 года выступает Министерство туризма. Это событие привлекает поклонников Меренге со всей Латинской Америки, США и всех остальных частей суши. Показать свое мастерство в исполнении танца Меренге на площади Plaza Juan Baron Fajardo del Malecon собираются сотни тысяч человек. Это захватывающее и красивейшее зрелище. Во время фестиваля проходят бесплатные мастер-классы по обучению Меренге с участием лучших исполнителей Доминиканской республики.