Связаться с нами1:

Танец в современном мире (философия танца).

Танец — древнейшая форма традиционного искусства, которая обретает все большую популярность в современном мире. На заре развития человеческого общества танец был одним из важнейших способов освоения пространства человеком, живущим в соответствии с естественными ритмами. Он позволял устанавливать баланс между телом и сознанием, действующим в определенных природно-климатических условиях. Танец рождался как отражение в движении сильнейших переживаний, внутренних чувств. Первобытный человек передавал разнообразными жестами свои впечатления, свое видение окружающего мира, вкладывая в движение настроение, душевное состояние. Танец выполнял медиативную функцию, связывая людей в единый коллектив, давая возможность ощутить эмоциональную близость, духовное единение.

 
Во все времена танцы были тесно связаны с жизнью и бытом людей. В национальных танцах — движениях, пластическом рисунке, их темпе и ритме, в народной музыке отразилась история, трудовая деятельность, социальные и эстетические идеалы, способы мышления. Танцы становились формой общения, зрелищем, ритуалом, удовольствием, гимнастикой. Благодаря им учились управлять телом, владеть жестами, взглядом, настроением. Танец способствовал формированию эстетического вкуса, грации, умению создавать отношения, постигать законы природы и социума.

 
В современном мире научных технологий и компьютеризованного знания люди отключены от природных ритмов. Социальное пространство наполнено информационными потоками, которые не несут жизнетворческой силы. Ориентированный на победу в конкурентной борьбе, выгодные материальные вложения, проекты с высокими процентами, человек постепенно утрачивает чувство реальности, не испытывает необходимости в самовыражении и, как следствие, перестает осознавать себя неповторимой и уникальной личностью. Невозможность использовать свои внутренние, заложенные природой ресурсы приводит к эмоциональному дискомфорту, психосоматическим нарушениям, утрате физического здоровья. Современные люди пребывают в состоянии хаотической активности.

 
В мире, лишенном четких жизненных ориентиров, важно уметь сохранять чувство уверенности и комфорта. Это возможно, только если человек способен соотносить собственное мироощущение с развивающимися вокруг него событиями, на которые он не всегда может влиять, и корректировать свое поведение в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

 
4b80e196 Изначальным, основополагающим знанием о нашем существовании является телесное сознание. Танец способствует развитию осознанного восприятия телесности. В танце становятся пластичными мышцы и связки, улучшается подвижность суставов, работают все отделы позвоночника, укрепляются мышцы, происходит естественный массаж внутренних органов. Стимулируется работа кровеносной, пищеварительной, дыхательной систем. Овладевая искусством движений, человек становится гибким, обретает устойчивость и силу, хорошую координацию движений. Смена танцевальных ритмов (чередование напряжения и расслабления) оздоравливает нервную систему. Ощущение физического здоровья в сочетании с эстетическим чувством рождают мощные положительные эмоции, что также приводит к целительному эффекту.

 
Овладевая танцевальной техникой, человек начинает чувствовать свое тело как прекрасно работающий тонкий механизм, позволяющий раскрыть многие возможности. Тело соединяет Я и внешний мир — оно становится местом взаимопроникновения пространств, энергий, вещей, переживаний. Физическая телесность, восчувствованная изнутри, становится инструментом взаимодействия человека с миром вещей, природы, людей. С улучшением естественного информационного обмена с миром, снижается риск и неадекватного взаимодействия с ним.

 
Овладевая той или иной танцевальной техникой, человек способен понять смысл языка жестов и поз. В рисунке танца заложены определенные законы жизни, в условной, игровой форме танец раскрывает суть взаимоотношений в природе и обществе. Танец обладает очищающей, одухотворяющей силой, он несет в себе более тонкие и высокие знания, чем те, которыми мы руководствуемся в обыденной жизни.

 
Процесс обучения танцевальному искусству проходит через осознание тела и реализацию чувств в пластике движения. Тело — это не то, что у нас есть, а то, чем мы являемся, посредством чего осуществляется наша ментальная активность, это материальное воплощение нашей души, нашего духа, это наш путь к индивидуальности.

 
Телесность и разум современного человека, слишком зависящего от слов, застывают, теряют гибкость. В отличие от вербальной коммуникации, сужающей мир («любовь» и «ненависть» — существительные, означающие устойчивость состояний, а не их процессуальный характер), невербальная коммуникация позволяет сохранять неуловимые и невидимые связи, составляющие суть бытия. При этом важно, что такая «коммуникация» является природной, естественной для живого организма.

 
Танец формируется между тренировкой, алгоритмом движений, и творчеством. Техника и импровизация здесь одинаково необходимы. Это почти невозможный в повседневной жизни баланс между спонтанностью, экспрессивностью и рациональностью, мост между хаосом и космосом! Овладевающий искусством танца выходит из зоны стереотипов движения и начинает использовать все доступное пространство и все доступные возможности. Танцующий человек расширяет свои границы, интегрируя языки взаимодействия с миром, ощущая многогранность и многообразие отношений с окружающей средой.

 
Грамотно воздействуя на тело, человек одновременно воздействует на мозг. Танец — вид психотерапии, использующей движение для гармонизации социальной, эмоциональной и физической жизни человека. Он возрождает талант тела испытывать удовольствие, лечить эмоциональные раны включением в позитивное чувство по отношению к своему телесному Я. Это форма досуга, позволяющая совершенствоваться физически и духовно, избавляться от накопившегося напряжения, достигать измененных состояний сознания и личностной трансформации. Подобная трансформация создает человека играющего и творящего мудрость — человека танцующего. Танцевальные образы способствуют творческому обогащению личности, которое приводит к более наполненной жизни.

 
Танец позволяет объединить тело и сознание, индивидуальное и общественное. Танец — это способ узнавания себя, осознание своего потенциала, расширение своих возможностей, новые пути самовыражения и взаимодействия. Следуя древнему завету: «Познай себя», в танце мы можем практиковать и использовать свой потенциал, общаясь с другими людьми, делясь радостью, вибрациями, невинно играя друг с другом и не опасаясь проявлений эмоций и чувств, которые оказываются выше сферы межличностных отношений.

 
В условиях возрастающего интереса к танцевальному искусству задача учителей танца состоит в том, чтобы поддержать огоньки созидания, расчистить внутренний источник жизни и не дать ему исчезнуть под давлением и требованиями, которые предъявляют работа, семья, общество. Человеку, поддерживающему осознанную связь со своим телом, внутренним Я, проще справляться с болезненными и враждебными ситуациями.

 
Танец — это метафора жизни. Она предполагает, что мы всегда находимся в партнерских отношениях, на все движения извне от нас ожидают ответного движения. Это значит, что, не имея возможности отказаться от взаимодействий, мы должны и можем выбирать для них лучшие свои движения. В жизни нет строгих, логически выводимых законов, но в ней ценится красота.

 
forza-guaritrice-cuore