Связаться с нами1:

История джаз-танца

Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных достижения — «свободный» танец Айседоры Дункан и афроамериканский джазовый танец.

 

Джаз появился на свет в результате сложного пути, синтеза многих элементов американской и африканской культур и, как художественное явление, является результатом столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Зарождение джаза относится к тому моменту истории, когда начался массовый завоз рабов с Западного побережья «черного» континента в Новый Свет.

 

Условия жизни рабов были крайне тяжелые, унизительные. Однако хозяева разрешали им музицировать, так как считали, что это способствовало росту производительности труда. Кроме того, считалось, что играющий, поющий, и танцующий раб не думает о побеге. Работорговцы, исходя из тех же практических соображений при вывозе «живого» товара из Африки в Новый Свет, разрешали брать с собой музыкальные инструменты, поощряли пение и танцы во время длинного и изнурительного пути.

 

Каждое негритянское племя имело свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы менялись даже в зависимости от времени года и были четко дифференцированы. Попав в Америку, негры стремились восстановить свои праздники и обычаи. Но рабовладельцы часто специально смешивали представителей разных племен, что лишало их возможности общения и постепенно приводило к исчезновению отличительных региональных традиций. Если в Африке обычаи, праздники, танцевальные и песенные ритмы были свои у каждого племени, в Америке они смешались в единое целое. Возникали диалекты смешанного типа, но, в то же время, при наличии разного рода барьеров (языковых, культовых и др.) музыка и танец являлись для представителей разных племен фактором сплочения, объединения.

 

По-разному сложилась судьба рабов в зависимости от географии населения, от тех социально-экономических условий, в которые они попали, от того, с какими национальными культурами —  английской, испанской, португальской, французской и т. п., столкнулась их культура. Так в Латинской Америке от слияния африканских традиций с португальской и испанской культурой возникла креольская музыка. Это, в свою очередь, дало толчок к появлению новых жанров: хабанера, танго, болеро, румба, бегин, калипсо, конга, самба и др.

 

В конце XVIII века в крупных городах либерального Севера возникли музыкальные шоу для белой публики, в которых белые исполнители, надев маски негров и их костюмы, имитировали африканские песни и танцы. Конечно, они не были идентичны оригиналу, однако экзотичность и гротескность подобных зрелищ была хорошей приманкой для публики. Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей,  они должны были показывать себя только в отрицательно-ироничном стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра, как мюзикл.

 

В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популярности «черных» танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Старый Свет. «Чарльстон», «Блэк Боттон», «Ту стэп», «Биг Аппл», «Чикен стретч». К этому же времени относится появление слова «джаз» и «джазовый танец». В качестве существительного оно переводится как «сила, порывистость, экстаз». А в качестве глагола – «возбуждать, активизировать, восхищать».

 

gordon-center-dance

Начиная с 90-х годов и до конца второй мировой войны — следующий этап развития джазового танца как особой техники, со своей школой, определенным лексическим модулем и системой движения. «Черный» танец и музыка становятся неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме. Именно в это время джазовый танец оказывает огромное влияние не только на театральный и бытовой танец, но и на балетный театр. Этот особый вид танцевального искусства захватывает, в том числе, и всю Европу. Взаимовлияние  «черного» и «белого» танца все возрастает, теряется фольклорный характер танца. Все это и обуславливает выделение джазового танца в отдельное направление танцевальной техники.

 

К концу 60-х годов  джазовый танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широким: бытовой танец, танец театральный, танец в кино и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. Будучи «открытой» системой, джазовый танец в своих поисках обращается к средствам выразительности других направлений, вбирая в себя достижения танца модерн, классического танца, народной хореографии и других направлений танцевального искусства. В результате начался процесс ассимиляции различных техник современной хореографии, и джазовый танец видоизменился, заимствовав новые приемы. Так появилась новая техника, новая разновидность джазового танца и новый термин модерн-джаз танец.

 

32cca4c5e97e3d7467320b519ef85aa720a31732